Nota Bene!
Мы в сети
Контакты

Институт права и публичной политики

Адрес (не использовать для корреспонденции): 129090, Москва, ул. Щепкина, д.8, info@mail-ilpp.ru

Почтовый адрес: 129090, Москва, а/я 140

Телефоны: (495) 608 6959, 608 6635

Факс: (495) 608 6915

Схема проезда
ПНВТСРЧТПТСБВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

24.05.2019 Институт направил в КС заключение об обязанности властей обеспечивать порядок во время митингов

Отсутствие в уведомлении о проведении публичного мероприятия сведений о мерах безопасности не может служить основанием для отказа в его согласовании.

Институт права и публичной политики представил в КС заключение «друга суда» (amicus curiae) в поддержку жалобы Валерия Тетерина. В прошлом году ему отказали в согласовании митингов со ссылкой на отсутствие в уведомлениях сведений, позволяющих установить формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи при проведении публичного мероприятия. Изучив международное правовое регулирование и практику ЕСПЧ, Институт сделал вывод, что обеспечение мер безопасности – это исключительная зона ответственности органов публичной власти. Информации в уведомлении должна лишь помочь органам власти выработать стратегию содействия гражданам в реализации их права собираться мирно; её содержание не может служить основанием для отказа в согласовании мероприятия.

Как следует из жалобы в КС, Валерий Тетерин летом и осенью прошлого года подавал в администрацию Иркутска уведомления о проведении митингов. В части мер по поддержанию порядка и организации медицинской помощи он указал, что обеспечит участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи. Но администрация города, а затем и суды решили, что этого недостаточно – по их мнению, в уведомлении должны содержаться сведения о конкретных мерах, которые будут приняты для соблюдения общественного порядка и обеспечения безопасности людей. Суды также не посчитали важным тот факт, что ранее администрация города не отказывала в согласовании мероприятий, хотя получала аналогичные уведомления. Указания Валерия Тетерина о том, что администрация города не пояснила, какие именно меры необходимо предпринять организатору публичного мероприятия, суды назвали несостоятельными. «Такая обязанность у публичного органа законом не предусмотрена», – ответили они.

В своей жалобе в Конституционный Суд Валерий Тетерин оспаривает конституционность двух норм Закона о митингах – пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7. Он указывает, что в них не содержатся определения понятия «формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи при проведении публичного мероприятия». По его мнению, это позволяет органам публичной власти произвольно определять, выполнил ли организатор требования, предъявляемые законом к уведомлению о проведении публичного мероприятия.

Юристы Института Григорий Вайпан и Ольга Подоплелова подготовили и направили в Конституционный Суд заключение о международно-правовых стандартах распределения ответственности государства и организаторов публичных мероприятий за обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка. В документе эксперты ссылаются на постановления Европейского Суда по правам человека, рекомендации Венецианской комиссии и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а также доклады специальных докладчиков ООН.

В документе подчеркивается, что на государстве лежит не только обязательство не допускать произвольное и неоправданное вмешательство в свободу мирных собраний, но и позитивное обязательство обеспечить общественный порядок и безопасность участников публичных мероприятий. Выполнение этого обязательства находится в «исключительной зоне ответственности органов публичной власти», а организаторы публичных мероприятий могут выполнять в этом отношении лишь вспомогательные функции.

«Оценивая в 2012 году положения части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ, Венецианская комиссия Совета Европы прямо указывала, что от организатора публичного мероприятия недопустимо требовать осуществления полицейских функций, а его обязанности должны ограничиваться “проявлением надлежащей заботы о предотвращении беспорядков”», – поясняется в заключении. Проявление такой «заботы» может принимать различные формы на различных этапах организации и проведения мероприятия. Однако участие организаторов в предварительном планировании, осуществляемом властями, не должно быть обязательным.

Юристы Института делают вывод о том, что недопустимо возлагать на организаторов публичных мероприятий ответственность за обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка, поскольку эти функции относятся к компетенции органов публичной власти. А роль организаторов может заключаться лишь в содействии органам публичной власти при выработке стратегии и тактики обеспечения безопасности мероприятия на этапе его планирования, а также в принятии разумных усилий по поддержанию мирного характера мероприятия во время его проведения посредством исполнения законных требований правоохранительных органов.

«Предоставление организатором информации о формах и методах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи направлено на получение органами власти сведений, на основании которых они обязаны определить степень их необходимого участия, оценить возможные риски и выработать стратегию содействия гражданам в реализации их права собираться мирно. Мнение органов власти о неопределённости или недостаточности мер, указанных организатором, не может служить основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия», – подчеркивается в заключении.

***

В октябре 2017 года в Регламент Конституционного Суда были внесены изменения, которые придали официальный статус инициативным научным заключениям. В мировой практике они известны как заключения amicus curiae («друга суда»). Юристы Института права и публичной политики практикуют подачу таких заключений с 2013 года (с тех пор их было подано уже двенадцать).

Заключение

Приложения к заключению

 

 
Быть в курсе!

Внимание! Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Наши журналы
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида»
Галереи

Политика конфиденциальности